Fujifilm X-H2S vs X-H2. Обзор и сравнение




Fujifilm X-H2S vs X-H2. Обзор и сравнение

Для начала история о том, почему это видео вообще появилось. Она очень короткая. В октябре 2022 года, когда я собирался покупать камеру Fujifilm X-H2S, кто-то, то ли из знакомых, то ли из подписчиков, сказал мне: «Подожди, скоро появится в продаже Fujifilm X-H2, точно такая же камера, как и S-версия, только сильно дешевле». На моё удивление этот человек ответил, что он смотрел сравнения (X-H2 была на тот момент анонсирована, но еще не продавалась) и там сказали, что камеры идентичные, только матрицы разные. Вот тогда я и решил сделать такой выпуск. Но получилось только сейчас.

  

Конечно, я не собираюсь делать из этого сравнения какую-то драму: все, кто хоть немного в теме, совершенно точно знают, что обычная X-H2 больше рассчитана на фотографов, а X-H2S предназначается для тех, кто больше снимает видео. Но всё же, мне кажется, что многим, и мне в том числе, было бы интересно узнать, чем конкретно эти две камеры различаются. 

Вовсе немудрено, что люди непосвященные могут эти камеры путать. По внешнему виду и органам управления они совершенно одинаковы. Если бы не буква S на корпусе X-H2S отличить их было бы никак нельзя. Поэтому, все, что говорится об эргономике одной из них, в полной мере относится и к другой.

 

У большинства людей камеры Fujifilm прежде всего ассоциируются с ретроэстетикой. Небольшой корпус, не слишком удобный хват, и очень много механических переключателей. Эти камеры красивы, плюс у такой компоновки есть свои преимущества, но для оперативной работы камеры серии X-T, например, подходят не слишком хорошо. 

Серия X-H, как раз таки создана для тех, кто хотел бы купить аппарат Fujifilm, но предпочитает внешнему виду эргономику и удобство работы. Камеры X-H2 хорошей сборки, корпус сделан из магниевого сплава. Обе имеют пылевлагозащиту и могут работать при температурах от +40 до -10°C. Это по паспорту, а в реальности я снимал на улице при -25 без каких либо проблем. И фото и видео. Кнопок на корпусе много, все они переназначаемые. Как у любого другого флагманского устройства тут есть дополнительный экранчик, на который выводятся основные параметры съемки и даже на выключенной камере можно узнать заряд батареи, наличие карт памяти, оставшееся время записи видео и количество фотографий.

 

В общем, разработчики сделали камеру с классической эргономикой, как у зеркалок, с удобным хватом, но достаточно компактную. При этом им каким-то образом удалось сохранить общую узнаваемость и стильность, свойственную всем камерам Fujifilm. 

Возможно, отсутствие некоторых физических переключателей покажется не слишком практичным, но в этом есть своя логика. В компании старались сделать эти камеры максимально удобными для гибридной съемки, чтобы при переключении с фото на видеорежим и обратно пользователь не терял времени на перенастройку параметров. Чувствительность ISO, выдержка, диафрагма (если только она не устанавливается ручным колесом на объективе), пленочный пресет, режим фокусировки и всё остальное тоже при повороте колеса режимов изменится в соответствии с заранее выбранными вами установками.

И это очень ценно, например, для спортивных журналистов, которым важно не упустить интересный момент или при съемке свадеб — я знаю, что есть специалисты, которые умудряются на свадьбах снимать и фото и видео одновременно. Короче, вообще для любой репортажной работы.

Обе камеры имеют матричную стабилизацию, которая сама по себе поможет снимать видео с рук на эквивалентном фокусном расстоянии до 200 мм, а вместе с оптической стабилизацией в некоторых объективах будет обеспечивать эффективность вплоть до 7 ступеней. Так же камеры могут сохранять видео не только в распространенные кодеки H264 и H265, но и в профессиональный кодек Apple ProRes на собственную карту памяти, а через разъем HDMI отдавать сырой исходник для записи на внешние рекордеры в форматах Apple ProRes RAW или Black Magic RAW. 

Это общие черты. А чем же X-H2 отличается от X-H2S?

Единственное, но очень важное отличие камер — это установленные здесь матрицы. В X-H2 стоит 40 Мп сенсор с обратной засветкой. Насколько мне известно, это самая многопиксельная матрица среди всех камер с матрицами размера APS-C. Точно такая же, как и в Fujifilm X-T5. В X-H2S же находится многослойный датчик с разрешением всего 26 Мп, но зато гораздо более быстрый. Давайте коротко разберемся, чем они отличаются.

Как устроен типичный CMOS-сенсор? Поверхность его покрыта микролинзами, которые фокусируют поступающий от объектива свет, далее идет слой с цветными фильтрами, которые пропускают лучи определенной длины, чтобы разделить световой поток на красный, зеленый и синий, ну а следующий слой – это фотодиоды, – такие устройства, которые преобразуют поступающий на них свет в электрический сигнал.

В обычном CMOS-датчике проводники, по которым этот электрический сигнал снимается с матрицы и передаётся дальше для обработки, расположены над фотодиодами. Такие матрицы проще всего производить, они достаточно дешевы и поэтому чаще всего их устанавливают в камеры начального и среднего ценового диапазонов. 

BSI CMOS-сенсор или сенсор с обратной засветкой устроен почти так же, как и обычный, только слой с проводниками, снимающими электрический сигнал, расположен не над, а под слоем фотодиодов. Таким образом, светочувствительные элементы получают до 30% больше света, чем в обычном CMOS-сенсоре. Такие матрицы улучшают работу камеры при низкой освещенности, но их производство сложнее и дороже. Так что используются такие датчики в камерах ценового сегмента выше среднего. 

Stacked BSI CMOS-сенсор развивает идею датчика с обратной засветкой. В такой матрице, кроме уже перечисленных элементов, расположены дополнительные слои, которые содержат очень быструю память, а также процессор первичной обработки поступающих сигналов. Это позволяет не только поднять светочувствительность, но и ускорить считывание данных в несколько раз.

 

Для матриц с построчным считыванием это критически важно. Потому что напрямую влияет на эффект, называемый «углом роллинг-шаттера». Матрица X-H2S позволяет считывать информацию быстро настолько, что искажения вертикалей можно игнорировать вообще. Даже при очень динамичной съемке. Снимая на X-H2, надо всегда держать в голове, что любое более или менее резкое движение камерой или даже объектов в кадре вызывает довольно заметный эффект «желе».

С другой стороны 40 Мп датчик X-H2 позволил реализовать съемку с максимальным разрешением 8К, тогда как X-H2S может записывать видео только в 6К и ниже. Есть ли большая визуальная разница при съемке в 8К и 6К? Нет. А есть ли разница между видео, снятом в 8К и 4К? Да, есть. Но увидеть её можно будет только на экране разрешением 8К. На 4К экране (и уж тем более на экране FHD) это видео выглядит одинаково.

Главная польза от съемки в сверхвысоком разрешении 6К и 8К состоит в возможности кадрирования снятого материала на посте. То есть на 4К таймлайне видео, снятое в 8К, можно увеличивать вдвое без заметной потери качества. Впрочем, цифровым увеличением в 2 раза без заметной потери качества можно воспользоваться прямо во время видеосъемки. Работает это в режимах 4K HQ и FHD, управлять зуммированием можно с помощью ползунка прямо на экранчике камеры. Я проверил и это действительно работает — можно смело пользоваться.

 

Общеизвестно, что чем выше разрешение матрицы, тем сложнее на ней организовать нормальную съемку видео. X-H2 – типичный тому пример: в полном разрешении её матрица способна работать с частотой до 30 к/с. Поэтому видео в 4К High Quality – так называется режим полной передискретизации с 8К, – можно снимать с максимальной частотой кадров только 30 к/с. 

4К без HQ формируется, вероятнее всего, при помощи так называемого «пропуска строк», что, несомненно, увеличивает скорость считывания и снижает нагрузку на процессор обработки, но в то же время ухудшает детализацию. Не резкость, но детализацию. А при записи 4К-видео с частотой кадров 50-60 ко всему прочему включается ещё и дополнительный кроп 1,14. Кроме того, из-за использования режимов считывания отличных от попиксельного, исчезает эффект от самой технологии X-Trans. А значит, появляются такие неприятные дефекты, как муар и алиасинг. X-H2S же при съемке в 4К до 60 к/с использует полную передискретизацию со всей матрицы, подключая небольшую обрезку кадра только при съемке частотой кадров 100 и выше. 


Однако недостатки видеосъемки X-H2 перед X-H2S, особенно в динамике, особенно если сильно не приглядываться, будут заметны далеко не всегда. Но есть момент, где X-H2 отстает от своего собрата очень сильно. Она совсем не умеет снимать видео в 4К с частотой кадров 100-120. А для меня и для многих других, я знаю, тоже – это ключевая характеристика камеры.

Так же, из-за большего объема обрабатываемой информации при записи видео в 8К и 4К HQ, X-H2 нагревается сильнее своего собрата. Впрочем, переживать особо не о чем. Перегрева не случается ни на одной из этих камер. В течение двух часов при непрерывной съемке в 4К HQ — совершенно точно.

Матрица X-H2 имеет нативное ISO 500 единиц. Это означает, что логарифмические режимы F-Log и F-log2 на ней можно использовать примерно на четверть ступени экспозиции раньше, чем на X-H2S, где нативное ISO составляет 640 единиц. Но, несмотря на то, что матрицы этих камер, очевидно разные технически — в реальном сравнении «нос к носу» картинка с них очень похожа и по динамическому диапазону, и при работе на высоких значениях ISO. Разница, конечно, есть, но увидеть её без прямого сравнения практически невозможно.

Для того чтобы снимать видео в 4К HQ, 6К и 8К понадобится соответствующая оптика. Даже далеко не все фотообъективы способны поддерживать матрицы такого высокого разрешения, чего уж там говорить про объективы, рассчитанные на видеосъемку. Принято думать, что кинооптика высокого качества стоит очень дорого и практически недоступна обычным пользователям. Однако это далеко не так.

Например, компания Meike выпускает несколько линеек достаточно доступных и при этом вполне неплохих объективов для кино- и видеосъемки. Я работал с серией Meike S35 Prime на съемках рекламы и короткого метра, а теперь познакомился и некоторыми объективами из линейки Meike Mini Prime. Здесь у меня объективы с фокусными расстояниями 25 и 35 мм. Они выпускаются под беззеркальные байонеты Sony E, Canon RF, Fuji X и MFT и рассчитаны на работу с камерами, имеющими матрицы размера APS-C, а так же micro-4/3”.

Вся линейка состоит из шести объективов: 10, 25, 35, 50, 65 и 85 мм. Все со светосилой Т2,2. Для камер micro-4/3” линейка расширена до 9 объективов — добавлены объективы 8, 12 и 16 мм. То есть в целом такой комплект способен закрыть большинство потребностей любого оператора.

Практически все объективы формируют кружок изображения диаметром 30,5 мм, что позволяет им покрыть матрицу популярной кинокамеры RED Commodo, которая, как известно имеет кроп-фактор порядка 1,33.

Объективы достаточно компактны и хорошо собраны — только металл и стекло, никаких пластиковых элементов. Управляются они полностью вручную и имеют зубчатые кольца фокусировки и диафрагмы.

Из своего опыта работы с этой оптикой могу сказать, что они дают очень резкую картинку даже на самой открытой диафрагме, практически лишены эффекта «дыхания» при изменении фокусировки и не очень бликуют от контрового света.

В общем, на мой взгляд, объективы Meike серии Mini Prime отлично подойдут как для начинающих кинематографистов, так и для опытных, имеющих ограничения по бюджету.

Понятно, что Fujifilm установила в X-H2 40 Мп матрицу не для того, чтобы сделать камеру просто дешевле, ухудшив её видеовозможности. Совсем наоборот. Компания пошла на  некоторое снижение привлекательности камеры для снимающих видео, ради того, чтобы она стала более интересна для фотографов.

Несмотря на то, что для многих задач 24 Мп (или 26 на X-H2S) все еще более, чем достаточно, спрос на снимки высокого разрешения, несомненно, растет. Если мы говорим о  рекламной, производственной, другой коммерческой съемке, то все больше клиентов хотят получать фотографии в 30, 40, 50 Мп и выше. Даже частные заказчики уже просят делать снимки максимально высокого разрешения, чтобы печатать их с качеством, ранее возможным только в гламурных журналах.

Так что решение Fujifilm о выпуске именно такой камеры выглядит максимально разумным. Особенно, учитывая, что все другие современные фотоаппараты с матрицами высокого разрешения (от 40 Мп и выше) стоят значительно дороже.

Еще до недавнего времени установка в камеру матрицы с таким высоким разрешением автоматически означало, что скорость серийной съемки будет невысокой. 5-7 кадров в секунду – это максимум. Сегодня многомегапиксельные камеры умеют фотографировать быстро. В разрешении 40 Мп X-H2 может снимать со скоростью до 15 к/с с механическим затвором и 20 к/с с полностью электронным затвором с кропом х1,29. Но X-H2S из-за своей максимально продвинутой матрицы еще быстрее – 40 к/с при использовании электронного затвора. В полном разрешении и в RAW без сжатия. Хотя с механическим — те же 15 к/с. Что нам совершенно недвусмысленно говорит о том, что механика этих камер как и многие другие элементы, абсолютно одинакова.

Конечно, у X-H2 есть другие преимущества свойственные только продвинутым фотоаппаратам. Например, если при использовании механического затвора самая короткая выдержка здесь составляет привычные 1/8000 секунды, то электронный затвор позволяет установить невероятное значение в 1/180000 секунды. X-H2S так не может, и максимально короткая выдержка доступная при съемке с электронным затвором составляет «всего» 1/32000 секунды.  

Так же в X-H2, впервые в серии камер Fujifilm X, реализован режим съемки со сдвигом пикселей (за счет матричного стабилизатора) для получения фотографий с очень высоким разрешением в 160 Мп. Правда, в отличие от подобных режимов в некоторых камерах других производителей (Pentax, Olympus), для получения хорошего результата вам понадобится штатив, а сшивание фотографий происходит не внутри фотоаппарата, а в специальной программе, которая называется Pixel Shift Combiner.

Как я уже говорил выше, матрицы этих камер имеют различные значения нативного ISO, поэтому минимальная стандартная чувствительность X-H2 составляет 125 ISO, а X-H2S 160 ISO. Впрочем расширенные значения совершенно одинаковы и позволяют установить минимальную чувствительность в 80 единиц ISO.

Выводы

Итак, в результате прямого сравнения двух флагманских камер Fujifilm мы выяснили следующее.

Fujifilm X-H2 имеет два ключевых и несколько второстепенных преимуществ перед Fujifilm X-H2S. Самые важные — это на 30% более высокое разрешение матрицы и на 650$ более низкая цена. Я говорю о рекомендованной стоимости, ибо реальная цена в наших магазинах совершенно не предсказуема. Так же для многих будет важным наличие режима съемки pixel shift, для получения фотографий разрешением 160 Мп и ультракороткая выдержка вплоть до 1/180000 с, которая позволит снимать очень быстрые процессы.

Fujifilm X-H2S же лучше, или как минимум не хуже, во всем остальном. В частности в скорости серийной фотосъемки, а так же во всем, что касается съемки видео. Впрочем, как и положено настоящему флагману с самой высокой на сегодняшний день стоимостью среди всех камер Fujifilm X.

Материалы для скачивания

Видео и фото исходного качества (10,4ГБ), снятое на Fujifilm X-H2 и X-H2S, можно скачать по ссылке.





Последние комментарии на YouTube