Обзор Зенит М. Честно о первой "российской" цифровой камере




Обзор Зенит М. Честно о первой

Есть два подхода к камерам, одни – для  работы, другие – для любительской съемки. Часто они пересекаются, а потребители и профессиональные фотографы тратят время в процессе их выбора, обсуждая мегапиксели, скорость съёмки, видоискатели и стабилизацию. Сегодня современная камера должна уметь снимать 4К-видео, 20 кадров в секунду в фото с разрешением от 24 МП, коммуницировать со смартфоном. И в этом списке обычно принято ставить точку, но, на деле, это не точка, а многоточие. Есть ещё третий тип камер — камеры для души, их цена не оправдывается рыночными аналогами, да и вообще, это не рыночные камеры. Это камеры, которые фотограф берет для отдыха.  

Зенит М

Мы, фотографы, люди ненормальные, мы не с земли, мы читаем картинками, мы ходим по улице картинками, мы общаемся тоже картинками. Хотя о чём это я? Сегодня все общаются картинками. «Зенит М» тоже может эти картинки делать, но конкуренцию с современными камерами он вряд ли выдержит, поскольку он, как и Leica M typ 240, не имеет даже и намека на привычные нам автофокус, 4К и стабилизатор.

Наверное, символично, что этот тест я снимаю осенью. Время грусти, ностальгии, время пожинать урожай. Я уверен, что многие вообще покупают камеры такого типа, с идеальной отделкой, выверенным стилем, уже тогда, когда всего добились. Ради возможности позволить себе Лейку перед пенсией за 450 000 рублей, вполне стоит десятилетиями пахать на визуальной ниве. Со стиля камеры и начнем…

«Designed in Krasnogorsk, Russia» | Зенит М

На задней панели камеры гордо красуется фраза дизайн «Designed in Krasnogorsk, Russia», которая, очевидно, должна вызвать прилив патриотических чувств у нашего населения. Собственно, дизайн и есть основная отличительная особенность этой камеры, если сравнивать ее с оригинальной Leica M Typ 240. Различий здесь практически нет, за исключением того, что немцы сами любят более приглаженный вариант, со всеми скругленными гранями. В варианте для России камеру сделали более брутальной и только сзади грани оставили сглаженными, а переднюю панель сделали явно прямой, с углами. Органы управления те же, и даже нижняя крышка также снимается целиком для доступа к карте памяти и батарее. Лично мне это напомнило процесс зарядки пленки в старых камерах во времена плёнки. Ещё одна интересная мелочь видна на верхней панели прямо на горячем башмаке: это серийный номер самой камеры, мне на тест досталась, по всей видимости, одна из первых. Значок «Зенита» тоже напечатан на верхней панели прямо рядом с микрофоном. Отделка камеры выполнена из алюминия и кожи как в старые добрые времена. Будет вариант и просто с черной верхней панелью. Внутри корпус сделан из латуни и магниевого сплава, основные элементы обрезинены для влагозащиты, а стекло на экране защищено технологиями Gorilla Glass. Выглядит камера намеренно старой, ощущается стиль ретро. Но это неспроста.

Зенит М

Этот экспириенс или, как скажут пуристы русского языка, «ощущения от использования камеры», основаны на ряде тактильных и визуальных ощущений, ощущения эти сидят довольно глубоко в каждом из нас, хотя люди, никогда не снимавшие на подобные камеры, вряд ли их поймут. Представьте себе, что вам в руки попал довольно тяжёлый кусок металла и стекла, с которым надо что-то делать, и в котором нет даже автофокуса. Нонсенс.

У меня же сам процесс съемки, даже несмотря на то, что я имею огромный опыт использования самых современных камер, всё равно вызывает какие-то ощущения, отсылающие в детство. Даже прикосновение к подобным камерам для человека, рождённого в семидесятые или восьмидесятые годы прошлого века, не говоря уже о тех, кто родился раньше, само по себе даёт очень много. В такие моменты вспоминаешь про 36 доступных кадров, про обдуманность процесса съёмки, не говоря уже о том, что просто фокусировка поначалу у вас занимает огромное количество времени. Кстати, объектив сделан не по стандартам немецкой Leica, поскольку у них на кольце фокусировки всегда есть специальный выступ для большого или указательного пальца, который позволяет вам фокусироваться быстрее, но здесь его смысл теряется, поскольку амплитуда хода кольца фокусировки у этого объектива составляет почти 180°, крутить его удобно, но оно тугое, и в процессе фокусировки от края до края вам приходится несколько раз перехватывать кольцо. Это существенно снижает скорость работы, но это и не работа вовсе, это съемка в свое удовольствие. К этой камере попросту нельзя относиться как к рабочей, и правильно её воспринимать как камеры Leica. А лично моё мнение о них заключается в том, что это музейные экспонаты, только не подумайте, что я так хочу оскорбить эти камеры – просто констатирую факт. Такие камеры производили в прошлом веке, и даже несмотря на установку матрицы внутрь и весь цифровой обвес, это всё равно камера прошлого века. Сегодня они во многом стали предметом роскоши и стиля, и даже лимитирование линейки «Зенит М» количеством в 500 штук лишний раз это подтверждает. Мы живем во времена стилизации под ретро и моды на ретро, поэтому подобная камера является лучшим представителем того времени, поскольку она ничего не стилизует, она сама и является раритетом.

Зенит М

Зато, что уж точно здесь отечественное, так это объектив: камера будет поставляться в стандартном наборе с объективом Зенитар 1/35 М, где единица – это стандартное обозначение светосилы, что было принято в прошлые времена и осталась сегодня в объективах Zeiss, Leica и Зенит — это своеобразная память о прошлом. Сам объектив уж точно произведён у нас, и в этом убеждаешься очень быстро. Диафрагма здесь открывается до единицы, и в этом плане он является одним из тех редких стёкол, которые у многих производителей вообще только теоретически рассчитаны, и на рынках их никто часто не запускает, кроме китайских компаний. На самой открытой он не блещет детализацией, к тому же и в резкость попасть даже с дальномером Leica на нём очень сложно, разве что только наугад. Впрочем, чуть легче по экрану. Резким он становится после диафрагмы f2, а к четырем вообще режет как стекло. Подозреваю, что в этом пределе все и будут снимать. Зато для широкого угла он очень хорошо размывает задний план, отделяя основной объект от фона. В тоже время, объектив имеет четко выраженное виньетирование на открытых диафрагмах, которое исчезает после f/4, но бороться с ним не хочется, поскольку картинка выходит очень вкусной. Как я уже говорил, при фокусировке может легко и незаметно сбиваться колесо управления диафрагмой, поскольку оно не оборудовано стандартными щелчками переключения. Это хорошо для видеографов, которые, безусловно, на Leica снимать не будут. Заметны и габариты объектива, который является одним из самых крупных в системе. Обратите внимание на объективы Leica или любой дальномерки. Пользователи Leica давным-давно уже заметили, что лучше всего объективы себя ведут при использовании открытых диафрагм до 4, а совсем идейные вообще всегда снимают на открытой, ценность этого мне никогда не была понятна, но картинка здесь всегда является специфичной, учитывая особое расположение оптических элементов объектива.

Зенит М

Также специфичность картинки обусловлена особой матрицей. Здесь установлена CMOS- матрица, однако от производимых другими компаниями она отличается особым расположением микролинз. Для компенсации углов падения света, вызывающих обычно хроматические аберрации на обычных матрицах, микролинзы, по мере удаления к углам кадра смещаются ближе к центру, чтобы обеспечить минимизацию этого эффекта на открытых диафрагмах. Я даже специально ряд тестов провёл, чтобы вызвать хроматические аберрации намеренно по краям кадра и контрастных объектах, они хоть здесь и были, но, на мой взгляд, практически незначительны.

Последний штрих, который придаёт специфичность картинки камеры, — стили, которые здесь имеют 3 класса настроек: это насыщенная плёнка в стиле слайда, с завышенным контрастом и насыщенными цветами; гладкая цветная плёнка, тоже с высоким контрастом, но цвета здесь уже не такие насыщенные; а также чёрно-белая плёнка, которая позволяет выбрать один из электронных цветных фильтров и контраст картинки, а также тонирование в сепию или циан. Картинку можно также стилизовать вручную, но это полностью убивает изображение, которое является визитной карточкой компании Leica. Да и зачем это делать, если камера прекрасно снимает в RAW, который можно полностью проявлять по-своему.

Можно по-разному относиться к так называемой «первой отечественной цифровой камере», как ее легкомысленно назвали маркетологи и скопировавшие их псевдожурналисты официальных изданий. Будем честны, это Leica M Typ 240 после фейслифтинга, выпущенная в 2012 году, за исключением того, что здесь адекватно сделан перевод интерфейса на русский, но я рад, что в этом процессе создания «национальной гордости» наконец поставлена точка. Да, можно было взять Leica M typ 262 этого года, Leica SL, тоже немолодой, но зато современной и перспективной, как мы видели на недавней Photokina 2018, и возможно, байонет L еще бомбанет на Фотокине следующей. Да, камера дорога, и лимитирована в серии пятьюстами штуками. Но я не хочу задавать вопросы отечественному производителю касательно расходования бюджетных средств или оправданности внебрачных связей с немецким концерном, потому что тут я вообще некомпетентен. Давайте посмотрим на это иначе: ведь немцы отдали нам свою, пусть и старую, камеру для продажи под российским брендом, и, возможно, это маленькая, но победа. А объективы Зенитар 1.0/35, 1.0/50 и 2.8/21 вообще являются точно национальными оптическими решениями, за которые гордость берет, по крайней мере, от того, что я видел в первом из них. А раз они разработаны с нуля, значит, завод способен еще на рывки в гражданской сфере, и перспективы развития все же есть. Просто потребительская сфера слишком мало играет в производстве завода, который де-факто является оборонным, и здесь сдвинуть положение дел  с мертвой точки могут либо супергерои, либо внешняя угроза, вроде немцев. Зенит — не камера, это память, а к памяти нельзя относиться неуважительно, тем более к своей. Как и Lada, это образ отечественного производства, и он должен быть, как памятники государственным героям. В данном случае, я уверен, что саму камеру будут покупать либо богатые коллекционеры, либо закостенелые любители фотографии, для которых простое перечисление характеристик попросту не имеет смысла, поскольку камера Leica, в смысле, «Зенит» – это камера на все времена. Ее купил один раз и снимаешь. Превосходная механика, устойчивость к колебаниям за счет большого веса, что позволяет снимать без стабилизатора на довольно длинных выдержках, огромный дальномер, который, правда, на 40% закрывается ее огромным объективом, стиль и тот самый экспириенс, о котором я говорил в начале, возможно, и не стоят тех гигантских денег, которые хотят за эту камеру, но точно достойны многого. Эту камеру можно покупать или не покупать, аналогов, кроме самой Leica, все равно нет.

Тестовые фотографии исходного качества, сделанные на "Зенит М" во время этого теста, можно скачать по ссылкам: JPEG (515Мб) и RAW (175Мб)





Последние комментарии на YouTube