Обзор Panasonic Lumix BS1H | Видео или кинокамера?




Обзор Panasonic Lumix BS1H | Видео или кинокамера?

В последние несколько лет у меня как-то сама собой появилась традиция встречать Новый год с какой-нибудь камерой Panasonic Lumix. В 2019 это был GH5s, в другие годы Lumix GH5 вместе с G9, потом S1H, а в прошлом году BGH1. И вот в самом конце 2021 года ко мне приехала в гости на новогодние праздники самая новая камера Panasonic – Lumix BS1H.

 

По внешнему виду, как можно заметить, она максимально похожа на «кирпичик» BGH1 (на самом деле корпус точно такой же, как у BGH1). Вообще буква “В” в названии этих камер означает “Box” — коробка. А основой для BS1H послужила, самая что ни на есть, флагманская гибридная камера Panasonic Lumix S1H. Как такие мощные и горячие компоненты уживаются в столь маленьком корпусе сегодня и будем разбираться. А перед тем, как мы начнем, я настоятельно вам рекомендую посмотреть мой обзор Lumix S1H, просто чтобы вам было понятнее, о чем я буду сейчас говорить.


Panasonic LUMIX BS1H

Lumix BS1H — это профессиональная камера, производитель называет её «кинокамерой» – от этого и будем отталкиваться. Тенденция переделывать старшие потребительские камеры в младшие профессиональные, судя по всему, становится новым трендом. В конце прошлого года мы уже говорили об этом, используя пример Sony a7SIII и Sony FX3. Но у Panasonic задача была посложнее: Lumix S1H камера большая и тяжелая, перенести её в кубик со стороной меньше 10 см без потери функциональности, я уверен, было очень непростой задачей. Даже учитывая то, что от некоторых элементов пришлось избавиться.

Например, под нож пошла матричная стабилизация, что в целом ожидаемо, ведь профессионалы предпочитают стабилизировать камеры внешними, а значит более контролируемыми и предсказуемыми устройствами. Я думаю, что этот шаг в немалой степени также был продиктован соображениями контроля температуры внутри корпуса, так как плотность размещения компонентов увеличилась, размер системы охлаждения, насколько я могу судить по внешнему виду, уменьшился, но эффективность работы должна была остаться как минимум на прежнем уровне или даже стать лучше.


Камера получила активное охлаждение, но в ней нет матричной стабилизации 

Вторая очевидная деталь, которой лишилась камера, — это экран. Нужен кинокамере встроенный экран или нет? — вопрос дискуссионный, где-то такие экраны есть, где-то нет. Я считаю, что  большой монитор, на котором оператор контролирует изображение при съемке, совсем не обязателен, всегда можно подключить внешний, благо выбрать сейчас есть из чего. Но маленький экранчик хотя бы только для вывода значений основных параметров просто необходим. К этому моменту мы еще вернемся в самом конце этого выпуска.


Кнопка записи на расположена не в самом удобном месте

Естественно, что такое кардинальное изменение форм-фактора не могло столь же радикальным образом не сказаться на системе управления. Кнопка начала записи на корпусе всего одна, что несвойственно подобным камерам и расположена она, честно говоря, не в самом удобном месте. Это не будет проблемой, если камера установлена на штативе или даже стабилизаторе, а вот при съемке с рук или с плеча, особенно, если оператор не видит кнопку и пытается нажать ее на ощупь, возникают проблемы.  Можно, конечно, назначить кнопку записи на любую функциональную клавишу, хорошо, что в них недостатка нет.

Но слишком уж удачно все функциональные клавиши распределены по умолчанию: регулировка ISO, баланса белого, диафрагмы, выдержки — это на передней панели, а сверху кнопка записи, кнопка назад, быстрое меню и кнопка Fn1, на которой стоит переключение режима фокусировки.

Вообще BS1H как любая кинокамера максимально рассчитана на работу с оптикой, управляемой вручную, и я лично не вижу в этом ничего плохого. На беззеркалках все привыкли, что под каждый параметр есть свой орган управления, у этой камеры всего одно колесо, при помощи которого регулируются все параметры: вы нажимаете необходимую кнопку, например, выдержки и колесом выбираете нужное значение.


Вращением колеса выбирается нужное значение того или иного параметра

И если выдержка у вас чаще всего выставляется один раз перед съемкой, баланс белого и чувствительность ISO тоже меняются не слишком часто, то оперативно выбирать значение диафрагмы таким вот образом крайне непросто.

В общем, мне видится модификация управления следующим образом: кнопку ББ мы переназначаем на клавишу Fn1 (раз уж мы договорились, что снимаем на мануальные объективы, то переключение режимов автофокуса нам не понадобится), на самую нижнюю функциональную кнопку на передней панели назначаем начало записи. А диафрагму и фокус крутим прямо на объективе.

Как любая модульная камера, BS1H требует навесного оборудования: прежде всего клетку, куда все это оборудование будет крепиться; верхнюю ручку, чтобы безопасно держать камеру; внешний монитор — об этом я уже говорил; если планируется съемка с рук, то совсем не лишней будет боковая ручка или даже полный плечевой риг, а для того чтобы централизовать питание всей этой системы, понадобится V-mount батарея и крепление под неё.

Вот теперь с этим можно жить!


Даже самой маленькой батареи хватит на 4 часа съемки в 4К 60р

Продолжая тему питания, хочу сказать, что родной аккумулятор здесь расположен снаружи, что гораздо более полезно для сохранения рабочей температуры камеры. Существуют 3 батареи различной емкости, которые можно сюда подключить. Даже наименее емкая из них позволяет в режиме непрерывной съемки записать порядка 4-х часов материала в 4К 60 к/с, а самая мощная позволит вести непрерывную съемку в течение почти 8 часов. Есть 12В разъем для подключения сетевого блока питания, который идет в комплекте или V-mount батареи.
Третий способ питания камеры – по кабелю через LAN-разъем при подключении к оборудованию, которое поддерживает протокол PoE. Используется он при многокамерной съемке или трансляции видео. По этому же кабелю камерой можно управлять и забирать с неё видеопоток:


Питание через LAN-разъем

Кстати, с помощью этой камеры можно вести трансляцию в интернет напрямую без компьютера, используя протоколы реального времени RTP и RTSP. С максимальным разрешением до 4К и частотой кадров до 60. Для этого, конечно, понадобится очень быстрое интернет-соединение.

BS1H не только лишилась каких-то частей относительно своего беззеркального собрата, но и приобрела тоже. Например, несколько профессиональных интерфейсов, которые потребительской камере совсем не нужны.


Камера получила профессиональные интерфейсы 3G SDI, TC in/out и Genlock in 

3G SDI, который может отдавать видео 1080р с максимальной частотой кадров 60 к/с, а разъемы TC in/out и Genlock in пригодятся для синхронизации нескольких камер в многокамерных сетапах.

И все же, в отличие от BGH1, которая, по моему мнению, больше специализирована для многокамерной съемки и трансляции видео, возможности Lumix BS1H гораздо шире. Многие из вас прекрасно знают о том, что беззеркалка S1H прошла сертификацию одного очень крупного потокового сервиса, который славится своими высокими техническими требованиями к размещаемому материалу.

Я не сомневаюсь, что после того, как эта камера появится в продаже, она очень быстро попадет в тот же список, потому что матрица, процессор обработки изображения, все режимы съемки: то есть битрейты, кодеки, способы сжатия, разрешение и частота кадров, всё в точности так же, как и в S1H, включая съемку 5,9К, 5,7К, 4К до 60 к/с и FHD до 180 к/с.

Более того, Panasonic единственная компания, полнокадровые беззеркалки которой имеют полноценные режимы для съемки с анаморфотными объективами. Время бюджетной анаморфотной оптики благодаря китайским производителям объективов уже наступило, количество такой оптики в ближайшем будущем будет только увеличиваться, так что все это очень важно.

Через разъем HDMI эта камера может выводить несжатый 12-битный поток видео, который можно записывать на рекордер Atomos Ninja V как Apple ProRes RAW или в виде Black Magic RAW на рекордеры BM Video Assist 12G. В этих режимах вы сможете использовать всю ширину динамического диапазона датчика, которая составляет более 14 ступеней экспозиции и другие преимущества сырого исходника, например, возможность коррекции баланса белого и чувствительности ISO при постообработке без каких-либо искажений.

Но, благодаря логарифмическому профилю V-Log (это полноценный профессиональный Varicam Log, а не облегченная его версия V-Log L, которая используется в камерах Lumix с матрицей micro-4/3”), я снимал очень контрастные сцены в театре, используя сжатый формат H265, и получил отличный материал без малейших потерь в светлых или темных областях. Кстати, несмотря на компактность, система охлаждения справляется прекрасно и даже при длительной непрерывной съемке камера не имеет ни малейших признаков перегрева.

Камера имеет двойное нативное ISO. В режиме V-Log базовые значения составляют 640 и 4000 единиц. Переключаться между ними можно и вручную в соответствующем пункте меню, но можно отдать это на откуп автоматике, что я и сделал. Граница перехода отчетливо видна во время тестирования. Видео, снятое на ISO 3200 намного более шумное, чем при съемке на ISO 4000. Но вообще, должен сказать, что Lumix BS1H отлично справляется со съемкой в сложных условиях освещения; на ISO вплоть до 12800 единиц я записывал видео без каких-либо ограничений, но и более высокие значения чувствительности можно выставлять, не опасаясь за картинку.

ISO 640 ISO 4000

Любой оператор обязан знать пределы возможностей своей камеры, в том числе пределы в которых можно переэкспонировать материал на съемке без ущерба для финального результата. Динамический диапазон матрицы, установленной в этой камере, составляет более 14 ступеней экспозиции в режиме V-Log, что позволяет снимать в очень контрастных условиях. И все же ситуации, когда на посте придется вытягивать недоэкспонированные или сильно переэкспонированные участки? периодически случаются. У меня получилось ценой некритического увеличения шума вытянуть материал из -3 ступеней экспозиции. +3 ступени тоже вполне неплохо восстанавливаются в программе цветокоррекции без ощутимых потерь.

 

+3 ступени +3 ступени (восстановлено)
-3 ступени -3 ступени (восстановлено)

Я считаю, что в Panasonic’е сделали на самом деле универсальную, максимально функциональную, при этом очень компактную и достаточно бюджетную полнокадровую кинокамеру. Но есть в ней один недостаток, который лично мне не дает покоя: полное отсутствие какого либо экрана. Я сейчас объясню. Если мне нужно вести съемку на внешний рекордер, то я должен отключить всю индикацию, которая выводится через разъем HDMI, чтобы она не записывалась поверх моего исходника, это логично. При этом я как оператор полностью теряю возможность контроля и управления камерой, поскольку просто не вижу значений ни одного параметра.

Конечно, эту проблему можно решить при помощи дополнительного монитора, подключенного через SDI или компьютера с установленной утилитой Lumix Tether и кабеля USB-C, но, согласитесь, все было бы гораздо проще будь здесь небольшой экранчик с возможностью отображения основных параметров: ISO, выдержка, баланс белого и диафрагма.

Знаете, о чем я подумал? Я не имею понятия – умеет ли BS1H делать фотографии? И, честно говоря, за все время, пока я с ней занимался, у меня даже не возникло мысли это проверить. Лет 5-6 назад мне задали вопрос. Совсем не оригинальный — многие, как минимум, его слышали, а, как максимум тоже задавались этим вопросом: «Почему я снимаю видео на фотоаппарат, если есть видеокамеры, специально для этого предназначенные?». В то время я снимал на гибридную камеру и ответил что-то вроде: «Когда производители станут выпускать видеокамеры с большими матрицами и сменной оптикой по доступной цене, я буду первый, кто на них перейдет».

Честно говоря, я не думал, что это время настанет так скоро. Сегодня видео- или даже кинокамеры с достаточно крупными матрицами есть на любой бюджет. Диапазон цен начинается примерно с 1300$ (конечно, я имею ввиду первичный рынок, то есть стоимость новой камеры в магазине) и до десятков или даже сотен тысяч долларов и далее до бесконечности. Lumix BS1H в этой линейке находится очень близко к границе разумной необходимости. Её стоимость, хоть и достаточно высока, но вполне подъемна даже для одного человека, а возможности широки настолько, насколько это вообще может быть осуществимо для единичного устройства.

Сейчас я с полной ответственностью могу сказать, что для профессиональной съемки видео, даже в недорогом сегменте, гибридная камера совсем не нужна. Более того, практически в любом бюджете есть видео или кинокамера, которая снимает лучше, а стоит дешевле, чем гибридная беззеркалка — Lumix BS1H тому вполне достойный пример.

Материалы для скачивания

Видео исходного качества (4,6 ГБ), снятое на Panasonic Lumix BS1H, можно скачать по ссылке.





Последние комментарии на YouTube