Hollyland LARK MAX – беспроводная микрофонная система без компромиссов




Hollyland LARK MAX – беспроводная микрофонная система без компромиссов

Так как я увлекаюсь записью интервью, обожаю микрофонные радиосистемы. Не так давно я проводил большой тест беспроводного комплекта Hollyland LARK M1 Duo, система вызвала у меня двоякие эмоции – классная продуманная эргономика, отличный звук и вместе с тем урезанный функционал, которого явно недостаточно для профессиональной работы. "Хорошо, вот тебе функционал", – сказали разработчики компании Hollyland и прислали на обзор флагманскую модель Hollyland LARK MAX, которая является новинкой и прямым конкурентом RØDE WGII. Отлично, вызов принят! В этом обзоре я постараюсь рассмотреть и проверить на практике все функции этого любопытного комплекта микрофонов.


Hollyland LARK MAX

Наверняка все уже устали от длинных вступлений, в которых рассказывается, насколько удобно иметь микрофон без проводов и как замечательна двухканальная система для записи двух собеседников. Мне, например, наскучили в том числе и мои собственные подобные рассуждения, поэтому лучше сразу приступить к делу.

А дело я предлагаю начать с комплекта, так как, во-первых, всегда интересно, что же там в коробочке, а, во-вторых, комплектация напрямую влияет и на эргономику, и непосредственно на работу с тем или иным прибором. LARK MAX полностью оправдывает своё название – мне прислали максимальный комплект DUO, в котором имеется всё необходимое для работы. Hollyland – молодцы! Судите сами:


Комплект Hollyland LARK MAX

Что в комплекте?

  • Удобная жёсткая сумка на молнии с карманом для всех проводов
  • Зарядный кейс для приёмника и двух передатчиков
  • Один приёмник
  • Два передатчика
  • Две мохнатые ветрозащиты
  • Два магнита, их на фото не видно, они прикреплены на "башмаки" передатчиков
  • Витой аудиокабель 3,5 мм TRS–TRS, длиной около 40 см
  • Витой аудиокабель 3,5 мм TRS–TRRS, длиной около 40 см
  • Кабель USB-A – USB-C, длиной 1 м, штекеры прямые
  • Кабель USB-С – Lightning, длиной 35 см, штекер USB-С Г-образный
  • Кабель USB-C – USB-C, длиной 35 см, один штекер USB-С Г-образный
  • Краткая инструкция

Сумка очень удобная – не большая, но и не маленькая, с мягкой тканью внутри. В неё помещается зарядный кейс, а в верхнее отделение можно аккуратно уложить все кабели и обе ветрозащиты, правда, свободного места уже не останется. Карман отделён от основного отсека специальным демпфером, так что кейс не царапается молнией, внешняя молния выполнена водонепроницаемой. Конечно, сумка это далеко не главное в микрофонной системе, однако в повседневной работе именно такие мелочи радуют, позволяя ничего не забыть, держать всё под контролем и сосредоточиться на сценарии и съёмках.


Удобная сумка на молнии

Все провода очень качественные. Кабели USB имеют плоское сечение с приятной на ощупь прорезиненной поверхностью, их можно аккуратно свернуть, придав компактные размеры и спрятать в верхний карман сумки, мало того, в комплекте для этой цели предусмотрены специальные фиксирующие резиночки! Витые аудиокабели сравнительно тонкие, они способны растягиваться при необходимости примерно до 40 см.

Для начала – немного цифр

Частота дискретизации – 48 kHz 24 бит, отношение сигнал/шум – 70 дБ, максимальное звуковое давление – 128 дБ. В передатчики встроены высокочувствительные всенаправленные микрофоны, есть возможность подключить внешние петличные микрофоны при помощи джека 3,5 мм. Внешних петличек в комплекте нет.

Органы управления, тачскрин

Цветной сенсорный экран LARK MAX AMOLED позволяет настраивать параметры передатчика и обеспечивает визуальный контроль уровня звука в режиме реального времени, а также заряда аккумулятора, включения и отключения различных функций.


Экран с функцией тача, по умолчанию он отображает уровни сигнала каждого передатчика

Так как экранчик обладает функцией тача, то из физических органов управления настройками у нас имеется только одна крутилка, она же служит кнопкой вызова меню, если на неё нажать. Справа кружок является частью экрана, он работает как кнопка "домой" или "назад". Меню очень наглядное и понятное, к тому же экранчик цветной и яркий; разобравшись один раз, системой управлять очень удобно.

Радиосистема включается автоматически, если все устройства достать из кейса. Однако каждое из них можно принудительно выключить, для этого служит специальная физическая кнопка включения/выключения на корпусе каждого устройства, необходимо долгое нажатие на неё примерно около 3 секунд.

Из приятных мелочей хочется отметить ощутимый щелчок, которым сопровождается подключение витого кабеля с мини-джеками 3,5 мм, – нужно вставить штекер в порт и уверенно нажать на него, не слишком сильно, с весьма комфортным усилием. Это позволяет быть уверенным, что сигнал будет стабильный. Работать с камерами Sony оказалось очень удобно, и c ZV-E10, и с ZV-E1, так как на камерах порт для подключения микрофона располагается слева, около "холодного башмака", и выход 3,5 мм на передатчике также слева, это демонстрирует фото выше, – провода совершенно не мешают.

Магнитный держатель

Магнитный держатель – удобно. Не так. Магнитный держатель – чрезвычайно удобно! Особенно это актуально для женской одежды, так как очень часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда было проблематично закрепить передатчик без ущерба для внешнего вида собеседницы. Магнитное крепление позволяет это сделать за пару секунд, при этом на одежде не будет образовываться неэстетичных складок, которые создаёт прищепка-клипса.



Магнитный держатель в деле При использовании клипсы одежда может помяться

В комплекте нет приёмной пластины, которую нужно спрятать под одежду, для этих целей можно использовать любую металлическую плоскую пластину, например, шайбу диаметром около 2 см.

Так или иначе, магнитные держатели работают, и держат они чрезвычайно уверенно. Конечно, если активно размахивать руками, передатчик на магните можно сбить со своего места, уронив его на пол, однако если вести себя более спокойно, передатчик останется на установленном месте и никуда не денется. Судя по всему, магнитный держатель является одной из тех функций, которая была добавлена по просьбам пользователей. В ходе тестирования магнитный держатель мне настолько понравится, что я забыл про клипсу и пользовался только им.

Шумоподавление ENC

Комплект LARK MAX использует технологию снижения шума ENC (Environmental Noise Cancellation), что можно перевести как "Снижение окружающего шума", аналог которой мы уже тестировали в модели LARK M1 Duo. Функцию можно включить на любом из передатчиков, для этого служит специальная продолговатая кнопка на корпусе, также эту функцию можно включить в меню приёмника. Функция ENC включается одновременно для двух передатчиков.


Кнопка включения функции снижения шума ENC, продолговатая, слева

При включении системы ENC светодиоды на корпусе передатчиков будут гореть светло-зелёным, в то время как при выключении – синим цветом. Одновременно с этим на экране приёмника появится иконка "ёлочка", если можно так её назвать.


Кнопка включения функции снижения шума ENC в меню приёмника

Система ENC комплекта LARK MAX работает очень деликатно – не оказывая существенного влияния на звучание голоса, она снижает уровень шума в паузах, можно сказать, что в паузах она работает наподобие "гейта", убирая посторонние сигналы в ноль, причём именно в ноль, этот факт можно легко заметить в моих примерах. Разница в звучании голоса заметна, особенно в наушниках, если слушать оба фрагмента "в склейку", быстро переключаясь с одного на другой. Однако если слушать два трека один за другим, эта разница еле уловима, трек с ENC звучит более "сжатым" и более читаемым. Дома, в спокойной обстановке, эта функция поможет избавиться от шума вентиляторов компьютера, громкого телевизора соседей за стеной или шума улицы за окном.

Шум ветра

Для нивелирования неприятного эффекта от шума ветра ещё ничего лучшего не было придумано, чем мохнатая ветрозащита. Их в комплекте две, и для работы на пленэре необходимо их всегда иметь с собой. Я заметил, что с ветрозащитой звук выходит чуть более глухой, она слегка срезает верхние частоты, в то время как снижает эффект задувания потоков воздуха в микрофон, к тому же хорошо отрабатывает от взрывных согласных и громкого смеха.


Передатчики с ветрозащитой

Ветрозащита не имеет байонетного крепления, только основание из резины или прорезиненного пластика, она достаточно плотно надевается на передатчик и крепко держится на своём месте. Для записи на улице ветрозащита необходима в 100% случаев.

В моём тесте я привёл сравнение фрагментов записи голоса на улице с ветрозащитой и без, а также тест записи звуков окружающей природы, без голоса, в стерео.

Что лучше – ENC или ветрозащита?

Система шумоподавления ENC и ветрозащита служат примерно для одной и той же цели – отделить голос спикера от нежелательного внешнего шума, однако на деле они решают разные задачи, и одно решение не в полной мере может заменить другое. Ветрозащита благодаря искусственным волоскам снижает неприятный эффект от задувания ветра в микрофон, лишь в небольшой степени оказывая влияние на верхние частоты записи голоса, окружающий шум при этом будет записан как есть. Система ENC, с другой стороны, представляет собой цифровую обработку сигнала в реальном времени при помощи DSP-процессора, встроенного в прибор, она работает со звуковой волной, внося частотные коррективы, отделяя таким образом полезный сигнала от нежелательных, в том числе и в какой-то степени от шума ветра, особенно в паузах.

Вывод можно сделать такой – на пленэре всегда используем мохнатую ветрозащиту, а систему ENC задействуем в шумных местах, где это необходимо. При сильном ветре можно задействовать оба инструмента. Постоянно включать функцию ENC смысла нет, ведь она в большей или меньшей степени вносит изменения в частотные характеристики звука, причём вносит невозвратимо. В помещении использование ветрозащиты в большинстве случаев не имеет смысла, возможно, как некий срез высоких частот, если это необходимо. Всё это является творческой задачей оператора.

В архиве с примерами я приложил сравнение работы на пленэре мохнатой ветрозащиты и системы ENC в одном файле.

Режимы работы

Про режимы работы сказать можно коротко – их всего три: моно, стерео и резервный канал (Safety Track). Все, кто работал с различными радиосистемами, прекрасно понимают, как устроены все эти режимы, для новичков можно отметить, что моно следует выбрать в том случае, если запись ведётся только на один передатчик, так как в этом случае с одной дорожкой удобнее работать на монтаже. Стерео – во всех случаях, когда используется два передатчика, за исключением записей, когда оператору по каким-то причинам необходимо иметь оба сигнала в одном треке.


Режимы работы

Если задействовать третий режим, Safety Track, радиосистема создаст стерео-файл, на левый канал которого будет записан общий сигнал с двух передатчиков, на правый – аналогичный сигнал, записанный с уровнем -6dB, то есть значительно тише. При этом в меню приёмника мы будем регулировать уровень усиления не каждого передатчика по отдельности, а уровень левого канала стереофайла Safety Track. Это будет непросто для понимания новичку, так как с первого раза непросто разобраться, какой сигнал куда записывается, и что мы регулируем в меню вовсе на степень снижения уровня, а уровень громкого, левого канала стерео файла, в то время как второй, правый канал, система при этом создаёт автоматически. В архиве с примерами я приложил демонстрацию работы этой функции.

Встроенный эквалайзер

В приёмнике предусмотрен эквалайзер, который имеет 3 фиксированных значения:

  • Hi-Fi, установлен по умолчанию
  • LowCut, обрезка низких частот
  • Vocal Boost


Эквалайзер

Я попробовал задействовать эквалайзер, однако пришёл к выводу, что для большинства ситуаций значение по умолчанию (Hi-Fi) меня полностью устраивает, и решил оставить его.

Встроенный рекордер

Для чего может быть полезен встроенный в передатчик рекордер? Это вопрос исключительно личных предпочтений, каждый оператор сам выстраивает собственный алгоритм работы со звуком. Однако бывают ситуации, когда съёмки чрезвычайно важные и ответственные, и наличие ещё одного аудиоканала, да ещё в несжатом формате WAV, может пригодиться на монтаже.

В каждом передатчике предусмотрены аудиорекордер и 8 Гб встроенной памяти, чего хватит для 14 часов записи аудио в несжатые файлы WAV. Записанный материал после съёмок можно переписать на компьютер при помощи USB-C, компьютер распознаёт передатчик как флешку.


Отформатировать накопители можно из меню приёмника

Отформатировать накопители можно из меню приёмника, причём независимо друг от друга. Эта функция спрятана далеко в настройках, чтобы пользователь случайно не стёр важные файлы; чувствуется забота разработчиков, подобные мелочи всегда радуют.

Чтобы начать запись, нужно один раз коротко нажать кнопку «REC» на боковой грани передатчика, о процессе записи сигнализирует небольшой красный светодиод, расположенный под кнопкой.

Тест показал, что при прочих равных запись на встроенный в передатчик рекордер происходит с существенно более низким уровнем, на монтаже приходится нормализовать трек.

Можно ли запустить/остановить запись удалённо?

Да! Можно запустить запись при помощи сенсорного меню приёмника, что очень удобно, когда за звукозапись отвечает оператор, а не актёры или ведущий. Более того, имеется функция автостарта записи при активации устройства. Использовать этот функционал или нет – опять же творческое решение каждого оператора.

Замечание: при начальной настройке передатчика в меню необходимо указать верную дату и время, это пригодится как раз для работы с записанными в память передатчика файлами, так их потом проще искать.

Можно ли задействовать внешнюю петличку

Да, каждый передатчик оснащён интерфейсов 3,5 мм мини-джек для подключения внешней петлички. Обратите внимание, что петличных микрофонов в комплекте нет, пользователю придётся приобрести петличку дополнительно.


LARK MAX и петличный микрофон одной китайской компании

У меня в арсенале имеется петличный микрофон, у блогеров он очень популярен благодаря низкой стоимости и неплохому качеству. Скажу больше – до того, как я приобрёл мою первую радиосистему несколько лет назад, я постоянно пользовался этим петличным микрофоном.

Как правило, петличный микрофон используют в тех случаях, когда хотят максимально убрать из кадра все отвлекающие элементы, и маленькая незаметная петличка отлично выполняет эту функцию – она не видна на одежде. Однако в связке с LARK MAX использование внешней петлички практически не имеет смысла, так как:

  • передатчик LARK MAX очень компактный и лёгкий;
  • логотип компании Hollyland на передатчике выполнен небольшого размера и не особо привлекает к себе внимание в кадре;
  • качество встроенного микрофона в LARK MAX не вызывает никаких сомнений, разницы в звуке с моей петличкой практически нет, её можно заметить только слушая треки "в склейку";
  • наличие магнитного держателя решает все вопросы с удобным расположением передатчика на одежде.

Можно сделать вывод, что интерфейс 3,5 мм здесь предусмотрен исключительно для профессиональных случаев, когда оператору по каким-то причинам необходимо использовать свою внешнюю петличку – в связке с LARK MAX он сможет это сделать. Для большинства случаев создателям контента будет достаточно встроенного микрофона.

Можно ли записывать музыкальные инструменты

Разумеется, подобные беспроводные микрофонные комплекты служат в первую очередь для записи речи – блоги, репортажи, интервью, подкасты, озвучки и так далее. Музыкальное выступление можно записать для “разбора полётов” или простенькой демозаписи, в то время как для профессиональной записи служат другие микрофоны и приборы.


Записываем музыкальное выступление

Мы провели тест записи двух музыкантов – гитара + вокал и перкуссия в обычной квартире, закрепив передатчики на микрофонные стойки по бокам от музыкантов, получив таким образом стерео. Разумеется, в меню приёмника необходимо включить режим стереозаписи. Запись велась в камеру Sony ZV-E10, см. фото выше. Результат нас очень порадовал! Звук достаточно чистый, все частоты на месте, всё читается, нет никакого перегруза, такую запись вполне можно слушать как репетиционную. Если полученное качество устраивает, никто не мешает таким образом провести стрим, что мы с коллегами и сделали.

Внимание! Важное замечание по поводу записи музыкальных инструментов: в записывающем устройстве, будь то камера, рекордер, смартфон и т.д. в обязательном порядке необходимо включить ручное управление усилением сигнала, если такая функция имеется, и настроить достаточный, но не максимальный уровень записи. Если оставить автоматическую регулировку уровня записи, звук неминуемо будет "плавать", постоянно изменяя уровень, также неминуемы "клипы", то есть перегруз сигнала при громких ударах, например в барабан. Надеюсь, для музыкантов не будет проблемой настроить на слух приемлемый уровень записи.

Пример записи музыкального выступления можно найти по ссылке в конце статьи в архиве со всеми другими примерами.

Может ли служить звуковой картой для компьютера

Да. Комплект LARK MAX поддерживает стандарт USB Audio Class (UAC), приёмник способен работать в связке с компьютером в качестве звуковой карты, отправляя оцифрованный сигнал по USB в рабочую станцию. В качестве DAW (цифровой рабочей станции) я использую Adobe Audition, точно так же можно отправить звук в Adobe Premiere или в любую другую программу, согласно предпочтениям оператора. Устройство определяется как “Wireless Microphone Rx”. Усиление на каждом передатчике необходимо поднять до отметки 6-7 единиц.


Скриншот работы с компьютером в Adobe Audition – записываем каждый передатчик на свою дорожку


При работе в качестве звуковой карты необходимо поднять усиление на каждом передатчике до отметки 6-7 единиц

У тех, кто впервые читает мои обзоры, может возникнуть недоумение по поводу моей радости от того факта, что приёмник является аудиоинтерфейсом. Если коротко, то основных причин две:

  1. Качественный АЦП. АЦП (аналого-цифровой преобразователь) многих камер, с которыми удалось поработать, не способен выдавать качество специализированного профессионального прибора. К тому же не все камеры позволяют регулировать уровень записи вручную.
  2. Визуальный контроль. Имеется визуальный контроль за "волной" звука в рабочей станции, к тому же записанные аудиофайлы сразу оказываются в нужной папке в несжатом формате WAV, очень удобно. А при озвучке видео, например в Adobe Premiere, – сразу на таймлайне, синхронизированные со снятым ранее видеорядом.

Короткое замечание: АЦП в передатчиках для функции внутренней записи звука и АЦП в приёмнике независимы друг от друга и служат для различных целей. Если подключить к компьютеру передатчик по Type-C, он будет виден в системе как обычная флешка, таким образом мы можем переписать записанные ранее звуковые файлы. Разумеется, в качестве звуковой карты способен выступать только приёмник LARK MAX.

Можно ли подключить к звуковой карте

Как я уже не раз отмечал в своих статьях про различные звуковые приборы, мне проще аудиоинтерфейс называть “звуковая карта”, так как само по себе слово “аудиоинтерфейс” сложное, к тому же словосочетание "аудиоинтерфейс оснащён интерфейсами", читается как-то непросто.

Несмотря на то, что сам приёмник LARK MAX способен выступать в роли звуковой карты для компьютера при подключении по USB-C, может возникнуть ситуация, когда необходимо задействовать радиосистему одновременно с другими микрофонами, например, для записи интервью, подкаста или стрима с несколькими участниками. В этом случае в качестве звуковой карты уже будет выступать профессиональный многоканальный прибор, а LARK MAX мы будем подключать в него при помощи аудиовыхода 3,5 мм. То же можно сказать про использование многоканального микшерного пульта, в который будет собираться звук со многих источников, после чего с выхода пульта сведённый сигнал, "мастер", посылаться в звуковую карту компьютера или на усилитель с колонками для воспроизведения.


LARK MAX в связке с DGNOG UC22, подключение при помощи джеков

Моя профессиональная 4-канальная звуковая карта Steinberg U44C сейчас трудится в студии звукозаписи, которую мы открыли с коллегами, а для домашних целей и различных тестов я использую простенькую 2-канальную звуковую карту DGNOG UC22, иногда в интернет-магазинах её можно встретить под названием FREEBOSS UC22, и LARK MAX я проверил в деле именно в связке с UC22. Драйвер Asio4all, 48kHz 24bit.

К моей звуковой карте приёмник LARK MAX можно подключить двумя способами: либо кабелем стерео миниджек 3.5 мм – два "больших" моноджека 6,35 мм, либо кабелем стерео миниджек 3,5 мм – два моно XLR, оба эти кабеля придётся докупить отдельно, причём кабель с двумя XLR довольно редкий. Разумеется, никакого фантомного питания не требуется, его необходимо отключить.

Как регулировать уровень усиления? На приёмнике LARK MAX я установил уровень усиления на 6-7 единиц, уровни гейна на звуковой карте на 12 часов, см. фото выше. Разумеется, при желании можно сделать обратное – слегка снизить уровень сигнала на приёмнике до 2-3 единиц, и прибавить гейн на звуковой карте до 2-3 часов, необходимо сделать тестовые записи и выбрать правильный баланс.

В случае с использованием звуковой карты UС22 нет никакой разницы в качестве звука при подключении кабелем XLR или джек, с другими устройствами может наблюдаться другая картина. Звук можно записывать как в моно, с двух передатчиков на одну дорожку, так и в стерео, с каждого передатчика на свою дорожку, запас по гейну достаточный. Кстати, обратите внимание – я закрепил приёмник при помощи магнита, который позаимствовал у передатчика; этот магнит очень сильный, и можно случайно поцарапать корпус звуковой карты, будьте внимательнее.

В архиве с примерами я привёл фрагмент работы LARK MAX со звуковой картой.

Можно ли подключить к смартфону

Как всем известно, моделей смартфонов великое множество, а если добавить к ним различные планшеты, то вполне можно запутаться. Однако, обобщая, все эти устройства можно разделить на три лагеря: 1) iPhone с интерфейсом Lightning, 2) Android с интерфейсом 3.5 мм и 3) Android без интерфейса 3.5 мм, а только с Type-C. Радиосистему LARK MAX можно подключить ко всем трём типам, для этого служат комплектные кабели: USB-C на Lightning, 3,5 мм TRS на 3,5 мм TRRS и USB-C на USB-C, соответственно.


Подключение к смартфону

Мой смартфон оснащён интерфейсом 3,5 мм, и я использовал этот метод подключения, записывая на диктофон свой голос. При прочих равных запись на смартфон производится со значительно более низким уровнем, в периёмнике приходится поднимать уровень сигнала до +6 единиц, плюс к тому на монтаже приходится нормализовать трек. Тем не менее, качество записи порадовало.

Производитель заявляет полезную функцию мониторинга в реальном времени – в теории можно использовать динамик смартфона для контроля звука без необходимости отключать приёмник и останавливать запись. Это включается, как ни странно, в меню приёмника, однако в связке с моим не самым современным смартфоном эту функцию заставить работать не удалось.

Питание

Заявленное время автономной работы передатчиков составляет 7,5 часов, приёмника – 9 часов. А благодаря зарядному кейсу, который служит повербанком для комплекта, можно работать вдали от розетки 22 часа, полностью зарядив все три устройства два раза. При подключении к компьютеру по Type-C приёмник будет одновременно заряжаться и работать в качестве аудиоинтерфейса.


Зарядный кейс

Зарядный кейс – удобнейшая вещь. Есть одно "но" – работая с ним, теряешь бдительность, так как создаётся ощущение какого-то неиссякаемого запаса энергии, и нужно хотя бы иногда вспоминать о том, что и зарядному кейсу тоже требуется зарядка. Хорошо, что экранчик приёмника отображает наиболее полную информацию о питании, какую только можно только придумать, это демонстрирует фото выше. Материал корпуса зарядного кейса очень приятный на ощупь, поверхность прорезинена, вернее сказать, на пластмассу нанесли какое-то шершавое покрытие, похожее на резину; на нижней грани предусмотрены резиновые ножки.

Дальность действия

Тест дальности действия LARK MAX я решил привести в самом конце тестирования, однако в ряде случаев этот параметр является важным и "звукообразующим", если можно так выразиться. Производитель заявляет дальность действия 250 м, чего в теории должно хватить для любых ситуаций съёмки. Цифра немаленькая, и было интересно проверить её на практике. Скажу сразу – долгие и нудные тесты проводить смысла нет, проверим только самые важные моменты. Расстояние, как обычно, я отмерял шагами, условно считая один шаг за один метр.

Тест дальности действия

  • 3 м от камеры – начнём с классического для стендапа расстояния, звук отличный, никто в этом и не сомневался :)
  • 10 м от камеры – звук отличный, я поворачивался к камере спиной, звук не пропадал.
  • 20 м от камеры – звук отличный, однако если повернуться спиной, звук прерывается.
  • 30, 40, 50 м и далее до 130 м – повернувшись лицом к камере, звук отличный, как будто я нахожусь рядом с камерой, повернувшись спиной – звука нет.
  • После 130 м начались прерывания звука.
  • Отметка 150 м – звука практически не было.

Изображения ниже иллюстрируют основные отсечки:




3 м 10 м 10 м, спиной к камере



50 м 130 м, звук прерывается 150 м, звука практически нет

Подводя итог тестированию дальности действия радиосистемы, можно сделать вывод, что для большинства ситуаций съёмки дальности хватает с запасом. Для тех случаев, когда блогеру необходимо записать свой голос, выполняя какие-то действия на расстоянии от камеры дальше 10 м, желательно включить внутреннюю запись в передатчик, такая возможность здесь имеется, и это как раз тот случай, когда не только можно, но и нужно ей воспользоваться.

Выводы

Что понравилось

Бытует мнение, что новичкам нужно сперва приобрести что-нибудь простенькое и недорогое, после чего уже "дорасти" до профессиональной модели. Однако при выборе радиосистемы я бы рекомендовал сразу приобрести максимальный комплект, чтобы начинать снимать ролики с хорошим качественным звуком, используя все преимущества такого комплекта как LARK MAX. А для творческого роста в видеопродакшн есть очень много других направлений, это касается как "железа", так и навыков режиссёра, продюсера и оператора.

Чувствуется, что инженеры Hollyland внимательно изучали тесты и обзоры, собирая пожелания пользователей, и наверняка проверяли каждый найденный недочёт или пожелание всем коллективом. Недаром новый комплект получил название MAX, здесь проработана буквально каждая деталь. Комплект полностью отвечает поставленным перед ним задачам.

Что можно было бы доработать

Как я ни старался, в работе самой радиосистемы я не смог найти каких-то недостатков, и может показаться странным, что на протяжении всего текста статьи я перечисляю практически только одни плюсы, ведь должны же быть и минусы.

  • Единственный реальный недочёт – хотелось бы видеть в комплекте два внешних петличных микрофона.
  • Кнопка включения ENC на передатчике работает несколько странно, она не всегда срабатывает с первого раза, к ней нужно привыкнуть – кнопке нравится уверенное быстрое, но неторопливое нажатие. Этот момент, кстати, можно обнаружить в моих тестовых аудио – функция не всегда включалась с первого раза.
  • Рекомендация из практики – уровень усиления каждого из передатчиков настраивается в меню немного мудрёно, хотелось бы это управление иметь более простым и понятным.
  • Светодиод около кнопки старта/стопа записи, который сигнализирует о том, что идёт запись на внутреннюю память передатчика, очень маленький, его сложно разглядеть. Было бы удобнее иметь его таких же размеров, как основной светодиод.

Примеры записи звука

  1. Центр города, запись голоса на набережной с ветрозащитой и без, Sony ZV-E10
  2. Центр города, тест дальности действия радиосистемы в центре города на набережной, Sony ZV-E10
  3. Парк, запись голоса на встроенный микрофон с ветрозащитой, Sony ZV-E10
  4. Парк, сравнение работы ветрозащиты и функции ENC без ветрозащиты, Sony-ZV-E10
  5. Парк, запись голоса на встроенный рекордер передатчика
  6. Парк, аналог записи голоса на встроенный рекордер передатчика, но одновременно записанный на Sony ZV-E10
  7. Парк, звуки природы, стерео, мохнатая ветрозащита, Sony ZV-E10
  8. Парк, внешняя петличка с мохнатой ветрозащитой, Sony ZV-E10
  9. Парк, запись на диктофон смартфона
  10. Дома, работа приёмника в качестве аудиоинтерфейса, пишем голос в компьютер
  11. Дома, тест системы ENC при работе приёмника в качестве аудиоинтерфейса, пишем голос в компьютер
  12. Дома, пишем в звуковую карту DgNoG uc22, два передатчика, стерео
  13. Дома, передатчик выше головы вне кадра, пишем в звуковую карту DgNoG uc22, моно
  14. Дома, демонстрация работы режима Safety Track, пишем в DgNoG uc22, стерео
  15. Студия, пример записи женского голоса в помещении без ветрозащиты
  16. Студия, музыка, Guru Ved_An, "Река", фрагмент, стерео

Архив с файлами примеров можно скачать по ссылке, zip, 379 Mb.

Технические характеристики LARK MAX

  • Направленность микрофона: всенаправленный
  • Отношение сигнал/шум (SNR): 70 дБ
  • Рабочая частота: 2400 – 2483,5 МГц
  • Динамический входной диапазон: 98 – 106 дБ
  • Тип аккумулятора: литий-полимерный аккумулятор (LIPO-ROHS)
  • Внутренняя запись: 8 Гб, 14 часов, формат записи: 48 кГц/24 бит, WAV без потерь
  • Максимальный уровень звукового давления: до 128 dB SPL
  • EIRP (эквивалентная изотропно-излучаемая мощность): ≤ 20 дБм
  • Ёмкость аккумулятора: передатчик: 300 мАч, приёмник: 490 мАч, зарядный кейс: 2800 мАч
  • Напряжение аккумулятора: 3,87 В
  • Заряд аккумулятора: 1,161 Втч, время зарядки около 2 ч
  • Срок службы аккумулятора, передатчик: 7,5 ч, приёмник: 9 ч
  • Размеры, передатчик: 49×30×20 мм; приёмник: 58×41×23 мм; зарядный кейс: 115×46×63 мм
  • Максимальная ёмкость зарядки: полная зарядка 2 передатчика и 1 приёмника примерно дважды
  • Вес: передатчик – 33 г, приёмник – около 60 г, зарядный кейс – около 202 г

Благодарности

Автор благодарит Андрея Ведерникова Guru Ved_An за неоценимую помощь в работе над обзором. Музыку Андрея можно послушать в его группе ВК.

Актуальную цену на комплекты можно посмотреть в магазине Fotorange. Цена в России за комплект DUO – 23500 рублей.

Мировые цены составят:

  • Hollyland LARK MAX DUO: $300
  • Hollyland LARK MAX Solo: $200